Ущемление чиновников. Продолжение следует?

1

Объявление недействующим Закона Брянской области о доплатах к пенсиям бывших госслужащих вызвало неоднозначную оценку. И очертило гораздо более широкий круг проблем, связанных с огромным разрывом между доходами чиновничества и среднестатистического населения

«КЛАССОВОЕ» НЕПРИЯТИЕ

Как уже сообщалось, Верховный Суд России поддержал иск Областной прокуратуры об отмене Закона «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области». Для тощего регионального бюджета, который поддерживается подаяниями федерального, экономия более 30 млн. рублей вовсе не лишняя. Особенно, если она и в самом деле будет направлена на нужды наиболее беззащитных граждан.

Например, на питание ребятишек в детских садах и школах. Сегодня на это выкраивается, по имеющимся данным, вместе с родительской долей менее 80 руб. в день, – и это самый низкий порог в сравнении с окружающими регионами. Ходят разговоры о дальнейшем увеличении родительской платы за содержание детей в садах и о грядущей отмене бесплатного питания в школах, за исключением детей из малоимущих семей.

Бедность брянского населения еще раз подтвердилась в исследовании РБК «Почему вымирают российские города», опубликованном в марте уходящего года. Естественная убыль населения захватила 820 городов в стране. При этом самая низкая рождаемость выявлена в Трубчевском районе Брянской области: 2,9 на 1000 населения. Следом идет город Ефремов Тульской области и город Фокино снова Брянской.

Про низкие доходы населения, про то, какой разрыв отделяет среднюю пенсию в области в сравнении с многомиллионными доплатами к пенсиям высоких чиновников, подробно рассказывалось в публикациях прессы. Эти публикации вызвали огромный резонанс.

«Респект» областному прокурору Александру Войтовичу, выступившему инициатором пересмотра преференций высоким чиновникам, в один голос высказали как читатели, так и оппозиционный депутат c трибуны Областной думы. Приведенные цифры ежемесячных доплат в сотни тысяч рублей «на нос» вызвали, как может показаться, некоторое ожесточение к чиновничеству, напоминающее «классовое» противостояние имущих и неимущих, известное еще со школьной скамьи. «Желтая» пресса поспешила объявить происходящее на Брянщине происками новой, «богомазовской», команды, направленными против старой, «денинской».

Но даже если бы эти утверждения содержали долю правды, надо быть слепым, чтобы не увидеть, из какого корня произрастают проблемы – гораздо более серьезные, чем многомиллионные доплаты к пенсиям vip чиновников: власть оторвалась от земли. Фактически назначаемые губернаторы, мэры городов, главы районов и поселений ни за что не отвечают перед своим населением – они отвечают только перед вышестоящим начальством. И занимаются собственным обустройством, используя власть по своему усмотрению.

Известный российский экономист Александр Аузан в одной из бесед, изложил свою точку зрения на причины, которые приводят одни страны к процветанию, а другие – к хроническому отставанию. В развитых странах, утверждает он, элита создает законы для себя, а потом распространяет их на других (Великая хартия вольностей в Великобритании относилась сначала к баронам, потом к богатым горожанам, и уж только потом действия законов переносились на всех). В «неуспешных» странах элита создает законы для других, а для себя – исключения.

Лучшим доказательством этого стал, в частности, и оспоренный Областной прокуратурой закон о доплатах к пенсиям бывших госчиновников. На очереди отмена привилегий городским экс-чиновникам.

Но перерастет ли все это в широкий процесс упорядочения взаимоотношений между властью и населением (только по самому скромному подсчету зарплата занятых в органах власти более чем на треть превышает среднюю по стране)? Не приведет ли «упорядочение» к ликвидации стимулов для работы в аппаратах управления, к снижению качества этой работы?

Вопросы, что называется «на засыпку». И в поисках ответа не грех выслушать тех, кто сегодня оказался в числе ущемленных. С одним из них, фамилию не называю по понятным причинам, довелось побеседовать.

«В ЧЕМ МОЯ ВИНА»?

Собеседник мой, назовем его Н., взбирался по ступеням власти десятки лет – как это было принято в еще не столь далекие времена, когда фактор «приближенности к телу», или наличия «шальных» денег, еще не приобрел нынешней запредельной значимости. От токаря-слесаря честно дошагал до директора предприятия. А, набравшись жизненного и хозяйственного опыта, занял кресло в аппарате власти. Работал всегда с полной отдачей, не обзавелся собственным бизнесом, не «пилил» бюджет, в меру возможностей отстаивал свои представления об эффективном управлении – хотя не всегда удавалось реализовать их на практике. Не бедствовал, но и не накопил жиру. Чтобы купить машину, взял кредит в банке. Но нынешней урезанной пенсии теперь ему не хватит, чтобы расплатиться с кредитом. Что делать? Естественно, искать работу. И нет сомнения в том, что работу он себе найдет – в конце концов, не последним человеком прожил все годы.

Но представления о том, что чиновник, пока он находится во власти, успевает накопить «на всю оставшуюся жизнь», не всегда соответствуют действительности. Чиновники бывают разные, хотя зачастую трудно поверить в это. А самое главное, недоумевает Н., экономический, социальный эффект от нашумевшей инициативы не столь велик, как это преподносится. Скорее она выглядит, как популистская затея.

Да, бюджет сэкономит 30-40 млн. рублей. Но тех, у кого отняли доплаты к пенсиям (они зачастую составляют не 100-200 тысяч рублей в месяц, а только 20-30-40 тысяч), всего 57 человек, занимавших высокие должности государственной службы. Что значат сэкономленные 30-40 млн. по сравнению с 880 млн., которые бюджет области тратит ежегодно на содержание государственного долга? За последние три года этот долг вырос в три раза. Кстати, Брянская область не единственная в своем роде. Суммарный долг всех субъектов в России перевалил за 2 трлн. рублей. И как бы там ни говорили, горько замечает мой собеседник, это есть результат и несовершенства законов, регулирующих взаимоотношения регионов с центром, и непрофессионализма управленцев. Профессионализм, надо признать, не относится сегодня к самому востребованному достоинству. «Но моя-то вина в чем заключается?», –спрашивает мой собеседник, и не находит ответа.

НАЙТИ ХОРОШЕГО ЧИНОВНИКА

Разговор наш происходит в те дни, когда губернатор области Александр Богомаз продолжает формировать команду. Процесс этот явно затянулся, грозя перерасти в перманентную кадровую рокировку. Но так пока и не проступают контуры осмысленного развития области, как и города Брянска, в ближайшей перспективе.

Напротив, многие назначения вызывают не только вопросы, но опасения, что длящаяся вот уже более года кадровая пересменка не приведет к развалу отраслей, которые и без того придавлены общим финансовым кризисом. Нам уже доводилось писать о странном положении, сложившемся в департаменте здравоохранения. От руководства были тем или иным образом отстранены заместители директора – Сергей Карпенко, Людмила Крашенинникова, Лариса Краснева, отличавшиеся знанием и отрасли, и опытом административной работы. Увы, кто-то из ушедших, не в пример Брянску, оказался востребованным в столице.

Буквально на днях губернатор призвал к себе в заместители главного врача Брянской районной больницы Николая Щеглова. Хочется надеяться, что новый руководитель сумеет вдохнуть новые силы в явно ослабленный здоровьем департамент. Но это нисколько не убеждает в том, что его предшественница Татьяна Болховитина (Пысь), обладающая неоспоримыми достоинствами и опытом руководящей работы, была отставлена по сколько-нибудь убедительным соображениям.

К слову, производя перемены в команде, администрация и не считает нужным вслух аргументировать свои назначения. Даже в Областной думе «молчаливое большинство» не беспокоит руководство области настырными вопросами, а поступает по принципу «одобрям-с!».

Не меньше вопросов вызывает политика нового руководства департаментом культуры, предпринимающим странные объединения музеев под одной крышей. Понятно, денег нет, и не предвидится. Но вряд ли это обстоятельство объяснило бы, скажем, слияние Исторического музея с Третьяковской галереей.

Директор департамента Елена Кривцова сопротивляется отмене приказа, поскольку ей предназначено искать экономию средств. Но, во-первых, экономия при тщательном анализе оказывается весьма сомнительной. А, во-вторых, предпринятые попытки парализуют деятельность учреждений культуры. Возможно, в ближайшее время что-то и прояснится. Но пока недоумение сохраняется – и не только среди пишущих обо всем этом журналистов, но и в среде самих работников культуры.

Наконец, еще один пример кадрового решения. На днях Областной думе была представлена новый руководитель Контрольно-счетной палаты Варвара Сафронова. Для многих замена оказалась неожиданной.

Несмотря на то, что у нынешнего председателя Владимира Шенкарева истекает срок контракта, казалось, его знания, опыт и организаторские способности еще могли понадобиться. Пожалуй, после трагического ухода несколько лет назад бывшего председателя КСП Александра Политыкина, доставившего немало неприятностей предыдущему губернатору, трудно назвать чиновника столь же высоких профессиональных достоинств и столь же твердых принципов.

Нельзя не напомнить о том, какие глубокие расследования провела Брянская КСП по злоупотреблениям с городской недвижимостью. Мне довелось подробно рассказывать о том, как продавалась земля в Брянске: без малого гектар оценили… в 30 копеек. О том, как ООО «Русский капитал», учрежденное Андреем Ивановым (он запомнился брянским жителям как великий манипулятор, прибравший к рукам МУП «Жилищное хозяйство Советского района, обанкротивший «Брянскспиртрпром»), за копейки покупал Дом культуры завода «Арсенал», а потом за десятки миллионов продавал его области…

Тем более интересно присмотреться, какого преемника подготовили к замене. Из «объективки», которую, заметим, удалось раздобыть не без усилий, явствует, что стремительная карьера будущего руководителя КСП ограничилась невеликими должностями в ведомстве Минюста по Брянской области: специалист, начальник отдела, зам начальника управления. Ни дня работы в таком сложном аппарате, как Контрольно-счетная палата, предполагающая основательные знания экономики, опыт хозяйственной работы и многое другое. Пожалуй, самое заметное – в декабре 2014 года Варвара Николаевна дослужилась до помощника губернатора Брянской области, каковой и является по «наст. время».

НАЗРЕЛО

Необходимость упорядочения аппарата чиновников и, что самое главное, повышение качества их работы становятся все более очевидными для самого высшего эшелона власти. Если бы высокая зарплата чиновников, а она и должна быть таковой, оборачивалась ростом благосостояния населения, если бы она была поставлена в зависимость от результатов экономического развития региона, их обеспеченность не вызывала бы такого социального напряжения.

Не грех вспомнить, что в 1985 году, на пике экономического развития, оклад госслужащих в РСФСР был на 12% ниже средней зарплаты по стране. Число их было в расчете на 10 тыс. населения на 20% ниже, чем сегодня. И разрыв в доходах был, как уже говорилось, значительно ниже. Но когда этот разрыв достигает десятикратного превышения, социальное напряжение вырастает, и это не может не беспокоить власть.

Она пытается сдержать рост аппарата, умерить его аппетиты. Еще в прошлом году Президент страны заявил о сокращении своей заработной платы на 10%. За ним последовало, никуда не денешься, правительство. Вслед заговорили об очередной попытке сократить количество чиновников. На одной из сессий Областной думы руководитель департамента финансов Галина Петушкова назвала цифру предстоящего сокращения аппарата – 10%. А вскоре губернатор Александр Богомаз дополнил, что к апрелю 2016 года число чиновников будет сокращено на 5%.

Выведать подробнее, каковы контуры предстоящих перемен, пока не удалось. Чиновники, к которым было рекомендовано обратиться, оказалась под завязку заняты то на одном, то на другом совещании.

О чем же они так неустанно «совещаются», если это никак не отражается на реалиях повседневной жизни?

Евгения ЧАЛИЯН

comments powered by HyperComments
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Яндекс.Метрика